Позвоните нам8-800 505-89-72Или напишите info@gaucher.ru

Министерство здравоохранения приняло документ, кардинально меняющий методику регулирования цен на лекарства, в том числе входящие в список ЖНВЛП. Новый документ появился в результате упразднения Федеральной службы по тарифам и передачи ее обязанностей Федеральной антимонопольной службе. ФАС и до этого занималась ценами на лекарства, однако круг ее полномочий ограничивался лишь проверкой работы ФСТ, Росздравнадзора и Минздрава в рамках мониторинга ценообразования на лекарства ЖНВЛП. Главная проблема нового постановления состоит в том, что оно было разработано еще во время работы ФСТ и согласовано с ФАСом только рамках антимонопольных проблем, но не проблем, связанных с регистрацией цены, а следовательно, сохраняет недочеты, которые на протяжении 5 лет преследовали фармацевтический рынок. Об этом рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев на прошедшей в Москве VII международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?».

Главная проблема, которая сохраняется в течение этих лет, сказал Тимофей Нижегородцев, – дискриминация российских фармпроизводителей по отношению к иностранным компаниям. Согласно новому положению, российские фармпроизводители должны, как и раньше, предоставлять данные по затратам. Сделать это в рамках российского законодательства и российскими методиками практически невозможно. Простой линейный анализ также не дает возможности зарегистрировать адекватные цены. С одной стороны, пояснил Нижегородцев, цены обоснованно поднимаются, а с другой стороны, действующий реестр содержит большое количество препаратов, которые уже не обращаются на рынке, при этом цены на них зарегистрированы 10 лет назад. ФАС, не имея 100-процентных данных по отсутствию этих препаратов в продаже, не имеет права их игнорировать и вынужден сравнивать цены, которые предоставляются на регистрацию, с ценами середины 90-х годов, а также с ценами на препараты, которые официально не выводятся из обращения, хотя уже не выпускаются. Это привело к тому, что в 41% случаев российским производителям было отказано в регистрации.

Еще один недочет нового документа – регистрация фармпроизводителей на основе сравнения с референтными странами, без учета их уровня жизни, доходов и издержек, что в корне неверно. По мнению главы управления ФАС, в качестве референтных стран следует назначать те государства, которые подходят с точки зрения экономических показателей. Таким параметрам соответствуют страны БРИКС и Восточной Европы. Для локализованных производителей цены на лекарства будут устанавливаться в сравнении с иностранными аналогами. Таким образом, постановление инициирует ситуацию, при которой локализованное производство будет считаться российским производителем, пользоваться преимуществами российских компаний, но при этом его цена будет сравниваться с иностранными аналогами. Это, сказал Нижегородцев, еще один показатель того, что дискриминация российских производителей на отечественном рынке не только сохраняется, но и усиливаться.

Кроме того, методика регулирования цен стала более жесткой, так что количество отказов по цене, скорее всего, увеличится. Это связано с тем, что за отсчет цены препарата, даже если он был выведен на определенный срок и затем введен обратно, будет приниматься стоимость, с которой препарат был выведен с учетом инфляционных индексов. Ранее некоторые производители выводили препарат из обращения, а затем вводили его как ранее не обращавшийся. При этом его цена увеличивалась в несколько раз. Также в документе существуют уточнения, связанные с пересчетом и экономическим анализом, в том числе и по отношению к тем лекарственным препаратам, которые были уже зарегистрированы производителями. «Нас все время критикуют, - сказал Нижегородцев, - что мы неправильно применяем сравнение с аналогами, но забывают, что вопрос, связанный с аналогами, это второй критерий. Первый критерий – экономическая обоснованность. В рамках этого параметра мы сравниваем стоимость лекарств с зарегистрированными ценами тех препаратов, которые производит то же предприятие и на которые оно регистрировало и перерегистрировало цены. И каждый раз в рамках простого экономического анализа такое сравнение не в пользу новой цены».

Кроме того, применить нормы, связанные с одинаковым воздействием издержек, будет невозможно, так как увеличение цены не может действовать на всех одинаково. Для определенных производителей, сказал Нижегородцев, увеличение издержек смертельно, а для других огранивается лишь уменьшением доходов.

Согласно новому документу, иностранные производители получат возможность перерегистрации. До сего времени такой возможности они не имели, несмотря на то что отраслевая инфляция выше чем общеэкономическая, так как практически все издержки выражаются в валюте. «Если девальвация рубля превышает два раза, - сказал Нижегородцев, - то ясно, что инфляция не может быть 8-10%».

Новая методика, продолжил он, все равно не сможет создать механизм адекватного повышения цен на лекарства, однако регистрация цены будет сопровождаться реальным экономическим анализом, поэтому ФАС выступил за принятие новой методики, но с условием дать поручение правительству радикально изменить ее содержимое».

Прежде всего, пояснил Нижегородцев, необходимо отказаться от затратного метода формирования цены. Это даст возможность всем компаниям действовать в одинаковых условиях. Метод, который придет на смену затратному, – индикативный метод с установлением цены в процентах от цены референтного лекарственного препарата, который действовал на рынке.

Еще одна задача – это чистка реестров. Без этого, по словам Нижегородцева, невозможно понять, насколько проблемы убыточного производства лекарственных препаратов, о которых говорят представители компаний, соответствуют действительности. В правительстве адекватных сведений нет, но сами производители утверждают, что прекращают производство дешевых лекарственных препаратов за их убыточностью. Необходимо создать механизм обновления реестра так, сказал Нижегородцев, чтобы реестр при экономическом анализе не вынуждал обращаться к ценам, зафиксированным несколько лет назад. Кроме того, необходимо создать адекватный механизм обновления реестра, исключающий устаревшие лекарства, и препараты, ушедшие с рынка.

В настоящий момент, отметил Тимофей Витальевич, все решения по согласованию цен публикуются на страницах сайта ФАС. Это сделано с целью обеспечения прозрачности процессов, происходящих на рынке. Кроме того, антимонопольная служба намерена провести совещание с представителями ассоциаций, чтобы обсудить с ними риски и проблемы новой методики при регистрации цены.

Генеральный директор компании «БИОТЭК» Григорий Левицкий добавил, что с конца прошлого года, началась активная работа по исправлению ситуации с ценообразованием российской фармацевтической продукции. На нескольких государственных площадках были сформированы рабочие группы, которые подготовили свои предложения: в частности,предлагалось внести изменения в 61-й закон, а также был подготовлен проект постановления правительства о единоразовой индексации цен. К сожалению, добавил Левицкий, проект принят не был. Пришлось вернуться в действующую методику, которая предусматривает изменения цен один раз в году, то есть, ситуация на рынке пока осталась прежней, подытожил он. Правительство приняло решение о мониторинге стоимости жизненно важных препаратов в ценовом диапазоне до 50 рублей, однако для развития этого сегмента рынка теперь нужны более серьезные меры, так как натуральный объем производства дешевых препаратов снизился на 40 %. «Раньше мы писали чиновникам – повысьте цены, - сказал Левицкий, - а теперь чиновники пишут нам - куда делся товар? И никто не видит взаимосвязь этих явлений».

Тем не менее, отметил Левицкий, в поручении правительства дан конкретный срок – 1 ноября, к которому должны быть подготовлены новые подходы к ценообразованию лекарственных препаратов. Новгородцев добавил, что к этому сроку соответствующие предложения будут внесены в правительство, к декабрю они будут собраны в новое постановление, которое будет принято в начале следующего года.

Ярослав Агафонников

Источник: http://ria-ami.ru